Как бы вы оценили человека, который стал бы упрекать жителей сибирских городов в том, что они не тушат горящую тайгу? Причем не абстрактно, а вполне конкретно, общаясь в социальной сети с человеком, проживающим в Красноярске или Новосибирске, данный персонаж принялся бы его лично обвинять в трусости в связи с тем, что он, этот житель Красноярска или Новосибирска, покорно, в силу своего генетического рабства, страдает от гари и не может пойти и мужественно покорить бушующее пламя. 

А как вы оцените человека, который упрекает граждан Украины в том, что они до сих пор не освободили Крым и Донбасс от российской оккупации? Если предыдущий вопрос задавал придуманный мною и не встреченный в реальной жизни идиот, то вот этот вопрос гражданам Украины я слышу каждый день. Его задают телеведущие и участники политических шоу гостям из Украины, демонстрируя тем самым свой идиотизм. Если не медицинский, то уж нравственный точно. Задающим этот вопрос нравственным идиотам хорошо известно, что украинская армия существенно слабее российской. По крайней мере, пока. И что упрекать украинцев в трусости в связи с тем, что они не выкинули российских оккупантов со своей земли – это подлость. 

А теперь третий вопрос, по многим параметрам совпадающий с двумя предыдущими. Как вы оцените человека, который упрекает москвичей, вышедших на акции протеста, в том, что они не начинают жечь покрышки, не встают насмерть, пытаясь отбить тех, кого волокут в автозаки, не проявляют себя мужчинами, наконец? Как правило, этих людей не встретишь на московских акциях, поскольку они либо уехали из России и живут в другой стране, либо это жители других городов, либо это граждане Украины. Все три категории упрекающих чаще всего приводят в пример именно опыт украинского Майдана, когда взрослые мужчины смогли ответить садистам из "Беркута" за избиение молодежи, и, в конечном счете, свергли режим Януковича.

Причиной того, что у украинцев получилось, а у россиян нет, довольно часто называют "генетическое рабство" россиян, "особый московитский менталитет", сформированный тысячелетней традицией подчинения и покорности, и прочие непреодолимые препятствия, которые невозможно изменить, а значит, с этим надо смириться и просто ждать, когда в Кремле все перемрут или Россию, наконец, завоюет кто-нибудь приличный. 

При этом забывают о таких пустяках, что развал СССР, благодаря которому все союзные республики, в том числе и Украина, получили независимость, произошел в значительной степени благодаря тому, что москвичи голыми руками останавливали танки на улицах Москвы и держали оборону Белого дома в условиях, когда никто не мог дать гарантии, чем это все закончится. 

Мои оппоненты могут возразить, что москвичи с тех пор изменились, самые смелые мужественно уехали, а остались одни "генетические рабы" и "прирожденные трусы". Возможно. Но мне бы хотелось, следуя рекомендациям Виктора Шендеровича, обратиться к числительным. 

Вот они, числительные. Численность "Беркута", главной ударной силы, которая противостояла Майдану в сентябре 2013 года, составляла 3 тысячи, а в январе 2014 общая численность "Беркута" составляла 4 тысячи человек. Были еще спецподразделения МВД Украины "Сокол", но они были разбросаны по областям, где их численность варьировалась от 10 до 50 человек, и существенного влияния на судьбу Революции достоинства "Сокол" оказать не мог. 

Сравним с тем, что мы имеем в России и конкретно в Москве. Общая численность Росгвардии – 340 тысяч. Это в 85 (в восемьдесят пять) раз больше численности "Беркута". "Росгвардия" и "Беркут" - это основные карательные структуры соответственно в сегодняшней России и в Украине времен Революции достоинства. Можно сравнить силы украинских спецподразделений, которые режим Януковича пытался бросить на подавление Майдана ("Тигр", "Барс", "Грифон", "Омега" и пр.), с аналогичными российскими структурами, но тут боюсь, перевес российских карателей будет еще больше, чем у "Росгвардии" над "Беркутом". 

Не стоит сбрасывать со счетов и то, что Евромайдан был общеукраинским, поскольку подпитывался национально-освободительной энергетикой борьбы против российского имперского влияния, и в Киев на защиту Евромайдана приезжали десятки тысяч людей из регионов Украины. Российские регионы смотрят на сегодняшний московский протест, как на сугубо столичное дело, и пока явно не готовы к его массовой поддержке. 

Московский протест не может "рассосаться", поскольку в его основе лежит не желание видеть пару-тройку депутатов в составе вполне бессмысленного органа под названием Мосгордума, а вполне фундаментальная проблема: тотальное отчуждение от власти и от этого государства горожан моложе 40 лет. Прекрасный в своей двусмысленности лозунг "вы нас даже не представляете!", который я видел на одной из акций, полностью отражает суть этого противостояния архаичной власти с той частью России, которая живет в XXI веке, и для того, чтобы эту часть затолкать в средневековье, нужны массовые репрессии, намного превышающие по масштабу репрессии 30-х годов. 

Московский протест не может не быть мирным, поскольку иначе Кремль получит вожделенное моральное оправдание для еще более жесткого и уже по-настоящему кровавого разгрома протеста, который, с учетом сегодняшнего соотношения сил, просто неизбежен. Все эти сетевые Бовы-королевичи и фейсбучные чудо-богатыри, которые объясняют москвичам, как надо бить росгвардейцев, а также как они бы, раскидав кучу "космонавтов", отбили бы задержанных, если бы оказались в Москве, на самом деле пусть невольно, но очень стараются оказать услугу Кремлю. 

Особо впечатляет массовое возмущение прогрессивной общественности, издалека наблюдающей за московскими событиями, поведение журналистов, которые снимают жесткое винтилово вместо того, чтобы с микрофоном наперевес броситься на толпу "космонавтов" и освободить жертву полицейского произвола. В сознании представителей прогрессивной общественности не помещается тот факт, что, если бы журналист поступил так, как хотелось бы прогрессивной общественности, то эта общественность никогда не узнала бы о данном факте полицейского произвола. Мне эта изумительная логика напомнила Наину Иосифовну Ельцину, которая, выйдя из больницы, в которой лежал Борис Николаевич, ответила на многочисленные вопросы журналистов о здоровье президента знаменитой фразой: "Что вы налетели, ну, имейте же совесть, завтра вы все узнаете из газет и телевидения!". 

Наблюдающей издалека прогрессивной общественности мирный московский протест кажется делом абсолютно бессмысленным. Люди выходят, стоят или идут куда-то, их бьют, пихают в автозаки, потом сажают, и что? Наблюдающая издалека прогрессивная общественность раздражается, ее эстетическое чувство оскорблено и раздражение направляется на участников протеста, мол, ну сделайте уже что-нибудь. Меню этого "чего-нибудь" состоит из трех основных пунктов: 1. Уезжайте. 2. Умрите (помните же, вам говорили про "лучше стоя, чем на коленях"?). 3. Вы все делаете неправильно, я знаю, что вам надо делать, потом найду время и напишу, вы пока там постойте. 

Нынешний московский мирный протест отличается от предыдущего, "белоленточного" в том числе тем, что Кремль не может ему противопоставить никакого "путинга". Нет никакого московского "антипротеста", нет казаков, нет Кургиняна с его "Сутью времени". В толпе мелькают отдельные "нодовцы" и прочие провокаторы, но их – единицы. "Единая Россия" - в подполье. Путина и его власть практически больше никто не поддерживает из гражданского населения. Только по службе. Так было с советской властью, когда она рухнула, ее никто не поддержал. Мирный общественный уличный протест в условиях, когда нет выборов, - это единственная возможность людям осознать границы своей общности. Разговор с властью с помощью числительных – это то, что власть понимает. Когда на улице двести–триста тысяч, остановить их можно только применяя огнестрельное оружие или бронетехнику. И далеко не всякий командир в такой ситуации выполнит преступный приказ. Призрак Тяньаньмэнь, которым так любят пугать скептики, появится в Москве в том случае, если протест останется чисто московским. В случае перевода его на общероссийский уровень вполне может включиться "армянский эффект", когда среди протестующих и карателей масса знакомых и родственников, что крайне затрудняет применение репрессий. В отличие от акций 27.07 – 3.08, когда московский протест разгоняли парни из провинции, которым политруки все объяснили про зажравшихся москвичей, жирующих за счет России и продающих Родину за печеньки госдепа. 

Власти сейчас выгодно два варианта поведения ее противников. Если они в большинстве своем уверуют в бессмысленность протеста и уедут или лягут на дно. И второй выгодный для власти вариант – истерика, попытки устроить показательные бои с "Росгвардией". И в том и в другом случае Кремль легко выигрывает. Очень не хочется облегчать им существование…

Игорь Александрович Яковенко

blogspot.com

! Орфография и стилистика автора сохранены