ЕСПЧ вынес решение по двум жалобам. Первую подали в декабре 2007 года издававший книги Нурси московский культурно-образовательный фонд "Нуру-Бади" и его сооснователь и директор Ибрагим Ибрагимов, вторую направило в апреле 2011 года Единое духовное управление мусульман Красноярского края.
Власти России, возражая на жалобу, написали, что исламская литература не может защищаться Европейской конвенцией по правам человека,
и с учетом сложных межэтнических отношений в России запрет книг Нурси следует считать необходимым в демократическом обществе: они возбуждают рознь, пропагандируют превосходство по религиозному признаку, способны спровоцировать столкновения на религиозной почве. Запрет якобы продиктован необходимостью поддержания территориальной целостности, безопасности и порядка, соблюдения прав граждан, в том числе неверующих.
ЕСПЧ решил, что труды Нурси не являются экстремистскими и признал, что суды нарушили право на свободу вероисповедания и свободу выражения мнения при рассмотрении дела. Ибрагимову присуждена компенсация в размере 7,5 тысяч евро.
Страсбургский суд указал, что российские суды, запрещая книги Нурси как пропагандирующие ненависть к немусульманам, не анализировали самих работ, в решениях нет цитат из богослова, о которых можно было бы сказать, что они вызывают вражду, и нет никакой необходимости запрещать книги Нурси в демократическом обществе.
ЕСПЧ поставил перед РФ вопрос о соответствии федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности" требованиям Конвенции,
процитировав мнение Венецианской комиссии Совета Европы, которая сочла определение экстремистской деятельности в законе слишком широким и рекомендовала его пересмотреть.
Суд указал, что имело место вмешательство в право заявителей на свободу выражения мнения, причем нужно учитывать и то, что речь шла о религиозной литературе, использовавшейся в целях религиозного образования.
ЕСПЧ отметил, что Саид Нурси — известный турецкий мусульманский богослов и комментатор Корана, и мусульманские лидеры и религиоведы как внутри России, так и за ее пределами полагают, что его тексты имеют умеренный характер и относятся к основному направлению в исламе, что они пропагандируют открытые и терпимые отношения между представителями разных религий и что в них осуждается насилие в любой форме.
Ошибка в тексте? Выделите ее мышкой и нажмите Ctrl + Enter